История с реставрацией военного самолета Ил-2 на Сахалине наделала много шума. Изначально, казалось, все шло по плану. Идею воссоздать боевую машину для украшения областного центра поддержали общественность, поисковое сообщество и сахалинские власти. Но дальше слов не пошло.
\t
\tВпервые поисковики заявили о желании отреставрировать боевую летающую машину в октябре прошлого года. Толчком послужила экспедиция в Корсаковский район, организованная приморским объединением «АвиаПоиск» вместе с сахалинскими поисковиками. В районе села Лесное в густом лесу они осмотрели обломки потерпевшего крушение штурмовика Ил-2. Сохранность конструкций потрясла специалистов, и тогда появилась идея вывезти фрагменты и воссоздать воздушное судно до идеального внешнего состояния.
\t
\tСтоит отметить, что реставрация самолетов военных лет сейчас в России на пике популярности. Их восстанавливают и возводят на пьедесталы на площадях воинской славы, что является гордостью любого города. Но существуют и те, кто постоянно охотится за сохранившимися фрагментами самолетов - так называемые «черные копатели». Они вывозят обломки из мест падения и перепродают конструкции иностранным коллекционерам за десятки, а то и сотни тысяч евро.
\t
\tПоисковики обратились в правительство Сахалинской области с просьбой профинансировать реставрацию легендарного самолета. Предполагалось, что воссозданная машина станет украшением Южно-Сахалинска к 9 мая 2015 года – к празднованию 70-летия Великой Победы. Идею поддержал губернатор Александр Хорошавин и возложил контроль на министерство культуры Сахалинской области.
\t
\t«Я лично вел переписку с правительством Сахалинской области, – рассказал командир Приморского поискового объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский. – Четкого ответа дать никто не может, лишь ссылки друг на друга. Вывоз самолета из тайги был запланирован на май, но, увы, дальше писем дело не двинулось. Сроки уже подходят к концу, и начинать вывоз позже нет смысла. Мы реально оцениваем свои силы и, при всем старании, не успеем закончить реставрацию к 9 мая 2015 года. Об этом я неоднократно информировал чиновников, но там не реагируют».
Внятного ответа в министерстве культуры Сахалинской области не дали и корреспонденту astv.ru. Там сообщили, что идея действительно была поддержана региональным правительством, но почему дело затормозилось, не объясняют.
Говорить о реставрации боевой воздушной машины с хотя бы минимальной вероятностью уже не приходится. Похоже, штурмовик с легендарной судьбой так и останется гнить в сахалинской тайге, вызывая «аппетит» у западных реставраторов. К сожалению, патриотизм у нас в стране остается только на словах.