Сегодня, 1 ноября 18 из 22 депутатов Сахалинской областной думы проголосовали за приобретение у авиакомпании «Аэрофлот» 49% акций авиакомпании «Аврора». 14.832 акций обойдутся региональному бюджету в 181.054.224 рубля.
Обычно столь дорогостоящие покупки вызывают в думе куда больше споров. Нынешнее обсуждение было непривычно коротким и спокойным. То, что сделку одобрят, было очевидно - зря что ли область добивалась передачи акций тогда еще «САТа» 2,5 года?
Сахалинские власти всегда хотели принимать самое непосредственное участие в развитии региональной авиации. Это удавалось только отчасти, и нельзя сказать, что все шаги были удачными – на обсуждении припомнили Ил, купленный на бюджетные деньги, который пользы области практически не принес.
Областное правительство субсидирует перевозки в границах региона. В 2010 году на эти цели потратили 256 млн рублей, а в 2013 – уже 579 млн. За счет этого авиабилет Оха-Южно-Сахалинск (выполняемый авиакомпанией «Аврора») стоит 5 тысяч рублей, а стоимость проезда на почти соотносимое по расстоянию направление Оха-Хабаровск (якутская авиакомпания) доходит до 15 тысяч.
Но власти рассчитывают не только платить, но и влиять на принятие решений. Пакет акций 25%+1 является блокирующим, поэтому правительство области сможет принимать участие в совете директоров, а значит определять стратегию развития и направление деятельности авиакомпании, а главное участвовать в регулировании тарифов.
Вот на этом моменте депутаты заострили внимание. «В документах написано, что доля в авиакомпании приобретается в интересах населения области, а почему нельзя конкретно прописать, что это делается для снижения тарифов на авиаперевозки?» - спросила Галина Подойникова. И на самом деле, ведь можно же посчитать, что в интересах населения – увеличение прибыли авиакомпании, и поднять стоимость билетов? Но докладчик - министр транспорта Владимир Дегтярев заявил, что хотя такой пункт внести в договор нельзя, область уже доказала, что сдерживание роста тарифов – главная задача властей: «Цена на билеты на Курилы не поднималась уже 5 лет. Стоимость авиаперелета Южно-Сахалинск-Шахтерск стоит 1,5 рублей, тогда как цена на автобусе, идущем по этому же маршруту, 950 рублей. И всё это благодаря тому, что область субсидирует перевозки. Это лучшее доказательство наших намерений».
Споров вокруг стоимость акций не было вообще. Возможно, потому, что Владимир Дегтярев многословно расхвалил эксперта, производившего оценку: «Это независимый оценщик, поэтому сомнений в его выводах нет. Он очень опытный….»
Глава фракции КПРФ Юрий Выголов заявил, что 181 млн рублей на выкуп доли – это только начало, потом потребуется приобретать для авиакомпании самолеты, а это огромные деньги. Поэтому его фракция решила голосовать против таких трат.
«Конечно, надо будет покупать воздушные суда, но это же хорошо», - отвечали ему оппоненты.
Сегодня у новонареченной «Авроры» всего три воздушных судна регионального класса. Этого явно недостаточно. Бывает, что после того, как курильчане из-за погоды неделю не могли улететь, самолеты пускают, чтобы разгрузить это направление, и рейсы в Оху переносятся на более позднее время. Да и с точки зрения безопасности полетов приобретать новые суда нужно.
Уже после того, как голосование прошло, заместитель генерального директора «Авроры» Андрей Колесник поблагодарил депутатов. «Это очень правильное и своевременное решение. Скоро произойдет приватизация «Аэрофлота», и доля государственного участия в компании резко сократится. Придет новый менеджмент, который будет заинтересован в получении прибыли и будет повышать цены на перевозки. Теперь «Аврора» от этого застрахована. Поверьте, это приобретение не будет нести негативных последствий для области», - сказал Андрей Колесник.