Музей железнодорожной техники (Южно-Сахалинск) Дальневосточной железной дороги отмечает десятилетие со дня основания, сообщает пресс-служба ведомства.
Музей был открыт в июле 2004 года, его небольшие помещения располагались в ведомственном Доме культуры. Количество экспонатов было невелико, но все они были неразрывно связаны с историей развития и становления островной магистрали. Как известно, строительство железных дорог на юге Сахалина началось в период Карафуто, со времен оккупации южной части Сахалина Японией (1905 год). Именно поэтому среди музейных раритетов можно увидеть и японские костыли из нержавеющей стали, и фрагменты старых рельсов, механические семафоры и стрелки, и даже чернильный набор последнего начальника железных дорог Карафуто.
Во время церемонии открытии музея Михаил Заиченко, в те годы возглавлявший Сахалинскую железную дорогу, заверил гостей, что скоро будет открыта площадка под открытым небом с железнодорожной техникой, работавшей на территории острова с начала прошлого века. В 2005 году на площадке появились первые экспонаты: двухосные платформа и вагон японского производства начала 20-го века; снегоочиститель «Вадзима», проработавший на Сахалине с 30-го до конца 80-х годов прошлого века. Затем были установлены отечественная 25-тонная цистерна постройки 1954 года и шнекороторный снегоочиститель на базе секции тепловоза ТГ-16, противостоявший сахалинским метелям с 1983 года.
В 2006 году были реставрированы и установлены в музее и другие раритеты: японский снегоочиститель «Паровой ротор» (1936 г.); вагон дизель-поезда «Киха-58» (1963 г.), несколько единиц которого были предоставлены сахалинским железнодорожникам японскими коллегами в 1993 году; паровой экскаватор на гусеничном ходу, построенный Ковровским экскаваторным заводом в 1935 году; дизель-электрический кран «Сумитомо» на железнодорожном ходу (1963 г.) грузоподъёмностью 50 тонн, отработавший в составе восстановительного поезда станции Южно-Сахалинск с 1964 по 2005 годы.
Кроме этого в 2007 году музей пополнился целым составом, в числе которого были цистерна, крытый вагон, полувагон, платформа, хоппер-дозатор, несколько пассажирских вагонов. В свое время все они были задействованы на закрытой в 2006 году ветке Оха – Ноглики. Вагоны эти были изготовлены в России Демиховским машинным заводом в 1988 году для колеи 750 мм и принадлежали ОАО «Сахалинморнефтегаз».