Сахалинский областной бюджет на грядущие три года прошел очередную стадию обсуждений в правительстве. Слушания в обладминистрации прошли с представителями муниципалитетов. Приехали представители Анивы, Долинска, Корсакова, Холмска, Невельска, и курильских городских округов.
Чтобы в 2015, 16, 17 годах планового периода попасть под областное финансирование, горбюджетам предстоит перекройка - едва ни каждая копейка должна быть расписана под конкретные муниципальные программы, аналогичные областным - региональный бюджет окончательно “пересел” на госпрограммы, их в области работает 23, по здравоохранению, дорожному и жилищному строительству, и другие. Правда, самая крупная, и самая нашумевшая - областная адресная инвестиционная программа - показала, что управленцы пока не готовы эффективно работать в таком формате. На текущий год, выделенное финансирование освоено едва ли на треть. То есть, простаивают порядка 30 бюджетных миллиардов, в конце года их спешно будут “перебрасывать” на другие стройки, и грядущие годы - эту тему в правительстве последние несколько недель активно обсуждают. Сейчас наши бюджеты полностью переходят на программный метод работы. И они должны использоваться эффективно. Это требование бюджетного кодекса такое. Поэтому, мы будем затягивать гайки.
Теперь никакого “нам нужна детская площадка”, для того, чтобы попасть в программу, простая просьба в два абзаца уже не сработает. Чтобы не было таких массовых переносов объектов, на финансирование мы будем ставить только те, для которых выделены земельные участки, пройдены проектные процедуры и экспертиза, то есть - объект к стройке готов”, - в своем докладе отметил минэконом развития региона Сергей Карпенко. Министр финансов Татьяна Карпова сказала проще: “Больше - никаких хотелок бюджет не потерпит”.
Стоит отметить, что на сегодня ОАИП, по задумке, является главным инструментом развития всей области. В нее включены порядка 700 строек областной и муниципальной собственности. Это детсады, школы, больницы, новые предприятия, стадионы, жилье, объекты газификации, и многое другое. Помимо тотального перехода на программы, бюджетный процесс ждет еще одно важное изменение, завязанное на муниципалитеты - в связи с реформами местного самоуправления, целый ряд налогов, которые раньше уходили в бюджеты более высокого уровня, теперь будут оставатся в горбюджетах. В 2014 году с регионального на местный уровень переданы часть акцизов на нефтепродукты, транспортный налог, налог по “упрощенке”, и другие. Правда, и здесь не все гладко. Татьяна Карпова в своем докладе отметила, что горадминистрации, что парадоксально, не особо заинтересованы во взимании этих налогов - собираемость невысокая, хватает “неучтенные объекты налогообложения”, которым никто не собирается грозить пальцем. Поэтому, долю новых поступлений в структуре горбюджетов даже не стали называть в процентах - назвали “крайне незначительной”. Чтобы местные администрации активнее работали, в облбюджете будет заложен новый механизм поощрения, “соцсоревнование за 30 миллионов рублей в год” - область будет оценивать деятельность городских администраций по ряду показателей, и тройка лучших - будет получать нецелевую субсидию. Кроме этого, и в целом на финансирование всех муниципалитетов в областном бюджете заложено примерно в полтора раза больше денег.
Говорили и об общих параметрах бюджета, не завязаных на местные бюджеты. В текущих условиях, областная казна зажата между тремя соснами - международными санкциями, падением цен на нефть, и ростом курса доллара. Специалисты администрации спрогнозировали 4 сценария развития экономики. Бюджет планировали на основе предполагаемой цены за баррель нефти в 100 долларов на грядущую трехлетку - доходы бюджета сильно зависят от поступлений с продажи углеводородов. При этом, курс доллара по этому сценарию должен вырасти примерно на 5%.
Бюджетную “яму” по пессимистичному сценарию планируют на 2016 год - казна может сократиться на десяток миллиардов. Поэтому в правительстве уже готовы “отодвинуть” целый ряд еще не вступивших в активную фазу инвестпроектов. Впрочем, есть и оптимистичный сценарий - по нему нефти станут добывать больше. Избыток поступлений над выбранным за основу “консервативным” сценарием направят, прежде всего, на погашение дефицита, покрытие госдолга и в резервный фонд. Но этот сценарий на сегодня считается маловероятным.