Инвентаризацию особо охраняемых зон провели сахалинские ученые на Курилах
Пресс-служба ИМГиГ ДВО РАН

Инвентаризацию особо охраняемых зон провели сахалинские ученые на Курилах

Экологи Института морской геологии и геофизики завершили полевые работы по инвентаризации ООПТ на острове Кунашир

Экологи  Института  морской геологии и геофизики завершили  полевые работы по  инвентаризации особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на острове Кунашир, сообщает Ольга Шестакова, пресс-секретарь ИМГиГ ДВО РАН.

В этом году министерством  лесного и охотничьего  хозяйства  Сахалинской области  начата большая работа по инвентаризации ООПТ области.  В 80-е годы многие из них  были организованы практически спонтанно. У некоторых на сегодняшний день даже нет точных координат, неизвестна площадь и, тем более, не выявлено и не описано биоразнообразие.

Экологи  Института  морской геологии и геофизики завершили   полевые работы по  инвентаризации на острове Кунашир. Основной объект на Кунашире – памятник природы «Вулкан Менделеева», а также три небольших памятника природы, которые находятся недалеко от вулкана. На Шикотане объект внимания  ученых - ООПТ  «Филлодендровая  роща».

Окончен  первый этап  работ. Впереди камеральная обработка привезенных материалов и подготовка  отчета для министерства лесного и охотничьего хозяйства.

Зоологические и ботанические исследования проводились  с начала июля по конец августа. Исследования энтомофауны  ООПТ выполнены  сотрудником заповедника «Курильский»  - Юрием Сундуковым.

В июле  на остров приехали орнитологи. Они занимались маршрутными учетами птиц и попутно сбором информации по другим видам  позвоночных и  беспозвоночных.  Особое внимание ими было  уделено охраняемым видам птиц, в первую очередь краснокнижным. Как известно, птицы - один из индикаторов состояния экосистем. О первых наблюдениях рассказывает и.о.зав. лабораторией островных экологических проблем (ОЭП) ИМГИГ ДВО РАН, кандидат биологических наук Павел Ктиторов.

«Основной способ проводить такие масштабные  обследования – слушать птичье пение.  Из наиболее массовых видов, которые здесь поют – японская зорянка. По численности  это  третья птица из семейства воробьиных. Мы даже хотим  внести предложение – исключить её из Красной книги Сахалинской области.  Конечно, мы встретили  и достаточно редкие экземпляры, заслуживающие охраны – это зеленый голубь, утка мандаринка. На вершине вулкана Менделеева обнаружили японскую   завирушку, что вдвойне редкость, т.к. там нет кедрового стланика, в котором  она обычно обитает.  Недалеко от вулкана Мечникова  был обнаружен японский перепелятник. Мы составили представление и о сообществе воробьиных птиц, которые гнездятся здесь. В темнохвойной тайге преобладает синехвостка, вдоль ручьев к ней добавляется японская зарянка. Практически повсеместно наблюдается крапивник, синица московка. На открытых местах появляется седоголовая овсянка, которая на Сахалине более многочисленна, чем на Курильских островах

Немного разочаровало  то, что объявленные в свое время ООПТ, находятся не на самых интересных, в плане биоразнообразия, участках. Например, на вершинах сопок недалеко от  озер Лагунное  и Алигер мы встречали скопу, орлана белохвоста, малую поганку, а также местные виды овсянок.  Все наблюдения мы отразим в отчете и будем выходить с предложением – расширить территорию  памятника природы «Вулкан Менделеева». - сказал Павел.

В августе описанием  растительных  сообществ на этих же территориях  занималась группа ботаников (кроме сотрудников ИМГиГ в неё вошли  две студентки СахГУ)  под руководством научного сотрудника лаборатории ОЭП Рената Сабирова.

«Объем работ выполнен огромный, ведь только площадь  территории памятника природы «Вулкан Менделеева» составляет 3 тыс. гектаров! Склоны вулкана  сильно заросли  бамбуком, что затрудняет прокладывание маршрутов.  Да и  деревья, в отличие от птиц голос не подают, их дистанционно не определишь.  К каждому надо добраться,  поклониться при замерах, а то и дотянуться. Здесь обширно  представлена ель Глена,  димморфант, аралия, лилия Глена, гортензия черешчатая.  Мы обследовали все типы растительных сообществ, провели выборочные измерения взрослых деревьев, отобрали  керны для определения возраста деревьев, провели подсчет естественного возобновления лесных сообществ. Без помощи кунаширских коллег, нам было бы трудно быстро разобраться во всех нюансах перемещения  по буйным лесам Кунашира. Директор лесхоза  В. К. Мамонтов предоставил нам все лесоустроительные материалы, необходимые для работы.  Неизменные наши партнеры -  сотрудники заповедника «Курильский» оказывали всевозможную помощь и поддержку. Огромное всем  спасибо».

По итогам этих  исследований будут подготовлены  обзорные публикации.

26 августа 2013, в 15:17 0
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru