Многие начинающие предприниматели часто отказываются от бюджетирования из-за его комплексности и сложности. Действительно, создание бюджета — это многоступенчатый процесс, который не имеет идеального рецепта для любой компании.
Но существуют общие тенденции и шаги, которые помогают построить базовую структуру бюджета. Эксперты сервиса «Финансист» поделились рекомендациями, как подготовить первое бюджетирование в компании.
Распространенные сложности
Неготовность руководителей отдела
Чаще всего молодые компании испытывают проблемы не только с техническими нюансами, но и с неготовностью управленческой команды. Менеджеры центров финансовой ответственности не видят, каким образом они могут достичь целевых показателей отдела, и не согласны отвечать за результаты.
Как решить проблему?
Необходимо возлагать ответственность на руководителей по степени их квалификации. Невозможно требовать от неопытного молодого менеджера тех же результатов, что и от специалиста.
Отсутствие связи внутри отдела
Руководители отдела, которые отвечают за операционный бюджет, редко делятся мнением и не учитывают обратную связь внутри подразделения. Это снижает мотивацию членов отдела, из-за чего они работают без полной отдачи.
Как решить проблему?
Молодой бизнес ещё не готов глубоко анализировать и планировать доходы. Хорошо, если финансисты компании подсказывают руководителям, как составить бюджет и на какие показатели нужно ориентироваться. Если в компании нет своего финансового директора, можно обращаться за консультациями к менторам и аутсорсерам.Также необходимо внести в корпоративную культуру возможность обсуждать рабочие процессы.
Как создать первый бюджет
Эксперты сервиса «Финансист» рекомендуют придерживаться нескольких несложных шагов для построения первого бюджета.
1. Необходимо создать подразделения и назначить в каждом ответственных.
2. Подготовить схему в виде таблицы. В стоблцах указать месяцы, в строках — статью дохода или расхода.
3. Раздать эту схему по подразделениям компании и попросить заполнить её за конкретный временной промежуток. Если отдел связан с расходами, то руководители записывают только затраты, а если с доходами, то доходные. Например, отдел продаж напрямую отвечает за денежные поступления, а маркетинг, хоть и генерирует новых клиентов, всё же тратит средства.
4. Полученную информацию необходимо соединить, проанализировать и получить в итоге костяк для первого бюджета. Если показатели совсем небольшие или даже отрицательные, это абсолютно нормально.
5. Необходимо обсудить финальную информацию с управляющими подразделений. Это нужно, чтобы вместе оптимизировать затраты, скорректировать получаемые средства и создать стратегию на основе гипотез.
Бюджет необходимо регулярно отслеживать и пересматривать. Гибкий подход к вопрос помогает мягко менять бюджет и подстраивать его под изменения.