12 декабря в Холмском районе прошла тренировка экипажей вертолета Ми-8 Авиационно-спасательного центра (АСЦ) ДВРЦ МЧС России с использованием мобильной противолавинной установки Daisy Bell. В тренировке принимали участие экипажи из Приморского, Хабаровского и Камчатского краев, а также экипаж Сахалинского звена АСЦ ДВРЦ МЧС России.
«Уникальность данной установки заключается в том, что она позволит в короткие сроки обрабатывать лавиноопасные склоны, которые угрожают и автомобильным, и железным дорогам, а в некоторых случаях и населённым пунктам. И тем самым обеспечить защиту населения и территории от лавинной опасности. Оперативность реагирования при использовании такой установки по сравнению с традиционными методами принудительного спуска лавин (подрезка и подрывы) существенно возрастёт» - рассказал начальник отдела управления гражданской защиты Главного управления МЧС России по Сахалинской области Алексей Мурзин.
Установка Daisy Bell была приобретена в 2011 году за счет средств компании ОАО «РЖД». Такое оборудование было испытано на Ми-8 впервые. Ранее, в 2010 году, установка была успешно испытана на вертолете Ка-32 в Красной Поляне (Краснодарский край).
Как сообщает пресс-служба Главного управления МЧС России по Сахалинской области, мобильная противолавинная установка Daisy Bell представляет собой металлический конус, закрепляемый обычным тросом к вертолету. Принцип работы установки состоит в дистанционном инициировании подрыва кислородно-водородной смеси, находящейся в металлическом конусе, на высоте 3-5 метров над снежной поверхностью, из кабины вертолета при помощи беспроводного устройства. Сам конус сделан из высокопрочной стали, что позволяет ему удерживать смесь газа до воспламенения и направлять взрыв на снежную толщу.
За время тренировки экипажи вертолета, сменяя друг друга, совершили 13 вылетов, в ходе которых по снежным склонам было произведено 26 выстрелов из установки Daisy Bell.
Как уточняет пресс-служба Сахалинской железной дороги, к середине дня вертолетом МЧС мобильная установка была доставлена к месту испытания, и хотя снежный покров был невелик (по сахалинским меркам зима только началась) первый же пробный «выстрел» по склону в районе станции «Холмск-сортировочный» оказался успешным. Далее испытания проводились на 112 км линии Невельск–Ильинск. В начале 2005 года именно в этом месте сошедшей лавиной был сбит с пути тепловоз.
Стоимость мобильного комплекса порядка 8 млн рублей.
Напомним, что сегодня в Сахалинском регионе Дальневосточной железной дороги насчитывается около 50 лавиноопасных участков общей протяженностью 30 километров. Наиболее опасные из них - в Невельском, Холмском и Макаровском районах, именно здесь железнодорожные пути проходят под крутыми склонами гор вдоль морского побережья.