Участники кинофестиваля «Край света» рассказали сахалинцам о режиссуре и монтаже (ФОТО)

Участники кинофестиваля «Край света» рассказали сахалинцам о режиссуре и монтаже (ФОТО)

У островитян, проявлявших неподдельный интерес к творчеству Б. Хлебникова и И. Лебедева, не иссякали вопросы

Совместный мастер-класс «Режиссура и монтаж» дали 25 августа участники конкурсной программы Сахалинского международного кинофестиваля «Край света» - режиссер Борис Хлебников и режиссер монтажа Иван Лебедев. Напомним, в конкурсной программе представлен их фильм «Долгая счастливая жизнь».

Проблематику мастер-класса в преддверии его начала обозначил генеральный продюсер фестиваля Алексей Агранович.

«В советской и российской киношколе всегда было так, что режиссер сам монтировал свой фильм. В американском кинематографе всё давным-давно происходит совершенно по другому принципу: режиссер снимает материал и отдает его режиссеру по монтажу. С появлением продюсерского кино в России стало происходить то же самое – стала появляться профессия режиссера по монтажу. Но, как правило, о ней мы узнавали из конфликтных историй, когда в результате появляются две версии – продюсерская  и режиссерская. Вот как раз сегодня Иван и Борис, как соавторы фильма, нам расскажут об их совместной работе. Итак, как им это удается - спорить, при этом сохраняя дружбу», - сказал А. Агранович. При этом он добавил, что в конкурсной программе есть фильм, существующий в двух версиях - режиссерской и продюсерской. Это «Географ глобус пропил» (Россия).

Несмотря на дождливую погоду, шатер у Чехов-центра оказался полон сахалинцев, неравнодушных к процессу создания кино. 

Встреча довольно быстро переросла в диалог, когда островитяне наперебой задавали вопросы кинодеятелям. Впрочем, к этому они и призвали участников мастер-класса еще в его начале – побыстрее начать их перебивать.

«Когда наступает работа режиссера монтажа - для режиссера каждый день превращается в разочарование и крах. Фильм, который ты представлял себе, который казался идеальным на стадии написания сценария, во время съемок может измениться до неузнаваемости. Совершенная, на твой взгляд, работа начинает разваливаться. И если от нее остается процентов 60-70 – это уже хорошо. С таким несовершенным продуктом после съемок я себя чувствую заплаканным  ребенком, который идет к режиссеру монтажа со сломанной игрушкой и говорит: «Давай что-нибудь сделаем», - начал Б. Хлебников.

По мнению Б. Хлебникова, в результате профессия режиссера монтажа - это профессия драматурга, он рассказывает историю по-своему. Когда ему приносят готовые кадры, он ничего не хочет знать о сценарии, он не знает, что происходило на съемках. Перед ним только кадры, работая над которыми он фактически пишет свой сценарий, переставляя их по своему усмотрению. В этом смысле режиссер по монтажу – это и сценарист, режиссер и даже музыкант.

На взгляд Ивана Лебедева, который, кстати, по профессии музыкант, режиссеру монтажа очень важно забыть о сценарии – это загоняет в определенные рамки при работе. Его необходимо придумать заново.

«Передо мной стоит задача рассказать зрителю историю с живыми лицами, живыми глазами, которая была бы ему понятна, а также была способна его тронуть, заворожить. И в моем случае в 85% - это не то кино, которое придумывалось, это нечто третье. Собственно, это и есть рождение фильма. Может, я немного перетягиваю одеяло на профессию режиссера монтажа, но фактически фильм рождается в этот момент. Можно сказать, что мы с Борисом собираем «конструктор» по мотивам того, что было первоначально задумано», - рассказал Иван. При этом он отметил, что очень важно, чтобы фильм был ритмически организован, сравнив его с музыкальным произведением.

С мнением своего коллеги и друга – режиссер монтажа еще и драматург – Иван в итоге согласился. Кстати, в рамках встречи кинодеятели не раз отметили, что  в этой профессии невозможно работать, не будучи в дружбе с режиссером, обязательно должно быть взаимопонимание. Вот, и, по словам И. Лебедева, в его жизни так и происходит – все режиссеры, с которыми он работает – его друзья.

«Должна быть не просто дружба, а должны быть общими коренные вещи – например, чувство юмора, понимание того, что кино должно быть одинаковым, что пошлость должна быть одинаковой. Именно эти коренные вещи позволяют сколько угодно ругаться и конфликтовать. И это приносит огромную пользу, именно порой в конфликте рождается фильм», - высказал свое мнение по этому поводу Б. Хлебников.

Стоит отметить, что, несмотря на «конфликтный акцент» в работе между режиссером и режиссером монтажа, как такового спора между авторами мастер-класса на встрече не было. Более того, по некоторым аспектам они друг друга поддерживали, демонстрируя на деле одну из таких коренных вещей, как «рабочее понимание», направленное, прежде всего, на получение лучшего кинопродукта, а не на свое рабочее «я».

Причем эти профессии не должны пересекаться. Лебедев признался, что, как участник съемочной группы, бывает полезен на площадке, но  слишком длительное и частое присутствие на ней – в итоге вредная вещь. «Я бываю на съемочной площадке 10 дней максимум. Нахожусь здесь больше для того, чтобы пропитаться ответственностью за то, сколько сил и таланта вкладывают работающие над фильмом люди. Но порой воспоминание о том, как был снят каждый дубль, мешает уже непосредственно в моей работе», - добавил Иван.

Ведущие мастер-класса рассказали и о проблемах, которые порой бывает трудно решить. В частности, поговорили об опасности, которую таит в себе хронометраж. Как выяснилось, не всегда ускорение монтажа и истории делает ее быстрее и подвижнее. «Есть здесь парадокс. Вроде бы все сцены подогнал, все диалоги сделал очень динамичными, но ушла атмосфера, всё стало засушенным и формальным. И фильм кажется бесконечно скучным. Главное в итоге – поймать его атмосферу, уловить его дыхание. Быстрый монтаж – не панацея. Хронометраж – это последнее, о чем надо думать в работе над ним», - отметил Хлебников.

Относительно самой профессии режиссера монтажа, Иван Лебедев отметил, что сейчас эта профессия более демократична, ее могут освоить многие. Например, установив на домашний компьютер, профессиональную монтажную программу. Таких базовых программ, которыми пользуется весь мир, несколько. Причем на их освоение уходит пара-тройка дней. Чтобы понять, если у тебя склонность к профессии, Лебедев посоветовал посмотреть хорошее кино, а также отметил, что и природная склонность к этому занятию не помешает.

«Я начинаю скучать по своей позиции зрителя, потому что постоянно анализирую фильм на тот предмет, как он сделан.  Без природной склонности этим очень сложно заниматься, важно, чтобы это занятие приносило радость, вызывало эйфорию. Я бы посоветовал посмотреть хорошее кино. И если вы вдруг начнете подмечать, что вам интересно, что и как работает, то это знак. Профессия режиссера монтажа - это игра в конструктор, для многих это мучительно», - сказал он.

Причем, чтобы сохранить свежий взгляд на свою работу, по словам Ивана, у не доходит до глупости. Иногда он смотрит на работы под другим углом и подмечает какие-то недочеты, порой отстраняется от нее на несколько дней, а иногда и вовсе прибегает к тому, чтобы просмотреть на них в «измененном состоянии». «Иногда даже напиваюсь, - с улыбкой признался он. - Многие минусы открываются. Но это ни в коем случае не практический совет!»

Несмотря на серьезность мероприятия, на мастер-классе царила атмосфера легкости. Его ведущие, например, вспомнили анекдотическую историю о своем знакомстве, когда Б. Хлебникову по совету продюсера пришлось просить помощи у Ивана Лебедева, прекрасно поработавшего, как отметил продюсер, над «Бумером». От него требовалось сократить двухчасовый фильм – но в итоге получилось так, что после месяца работы Иван удлинил его еще 5 минут. Именно в такой версии он и вышел.

Не обошли вниманием на мастер-классе вопрос о том, как медиа меняет восприятие зрителей, в результате чего меняется кинематограф. По мнению Б. Хлебникова, все самые важные вещи в том же кинематографе не придумываются из головы - это, скорее, результат жизненных наблюдений.

«Вот, например, «Догма» Ларса фон Триера – это не его блестящая придумка, когда надо трясти камерой и снимать без света и каких-то других профприспособлений. Это подсмотренная вещь – Триер первый заметил, что в основном мы воспринимаем реальность из новостей, где камера подбежала, быстро сняла ДТП, убийство… Кроме того, почти камера появилась в каждом доме, и мы воспринимаем реальность как home-video, где мы за кем-то следим. Вот эти медиа он заметил и понял, что именно через них посредством дрожащей камеры наше сознание воспринимает достоверно реальность», - выразил свою точку зрения Борис.

В завершение встречи одна из участниц мастер-класса задала Б. Хлебникову вопрос о конкурсном фильме «Долгая счастливая жизнь» - поменял ли он в нем что-либо уже после просмотра со зрителем. Борис признался, что не смотрел ни один свой фильм со зрителем – боится. «Наверно, я сделал бы огромное количество выводов, но пока не получается. Настолько отдаешь себя той или иной картине, что не хочется к ней возвращаться, а есть желание снимать что-то новое. Что касается «Долгой счастливой жизни», то прошло еще слишком мало времени, чтобы я мог критиковать этот фильм. Может быть, позже», - объяснил Хлебников.

Стоит отметить, что в рамках мастер-класса у присутствующих не иссякали вопросы. Если бы не временные рамки, встреча бы продолжалась. Борис Хлебников и Иван Лебедев старались искренне отвечать на вопросы публики, которая проявляла к их творчеству неподдельный интерес.

Справка:

Борис Хлебников родился в 1972 г. в Москве. Окончил кинофедческийфакльтут ВГИКа. Дебютировал в игровом кино с фильмом «Коктебель» (совм. с Алексеем Попогребским, 2003). Первая самостоятельная режиссерская работа - «Свободное плавание» (2006, приз за режиссуру на фестивале «Кинотавр»). В 2010 году стал одним из учредителей Киносоюза и до Первого Съезда был его председателем.

Иван Лебедев музыкант по образованию, начал свою карьеру в кино со знакомства со Славой Цукерманом, автором культовой картины «Жидкое небо». Он режет и клеит многие известные российские фильмы, такие как «Бумер» Петра Буслова, «Простые вещи» Алексея Попогребского, «В субботу» Александра Миндадзе.

26 августа 2013, в 03:25 0
Новости Сахалина и Курил в WhatsApp - постоянно в течение дня. Подписывайтесь одним нажатием!
Если у вас есть тема, пишите нам на WhatsApp:
+7-962-125-15-15
Другие статьи по темам

Главные сахалинские новости за день от astv.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день

Комментарии
Уважаемый гость, чтобы оставлять комментарии, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
В стартах в Валле Невада приняли участие сахалинские грнолыжники
В стартах в Валле Невада приняли участие сахалинские грнолыжники
Китаец попал под колеса автомобиля в Южно-Сахалинске
Китаец попал под колеса автомобиля в Южно-Сахалинске